наши права - ликбез "Среды" транспорт и "Среда"
новости "Среды"
наш быт: азбука "Среды" герои "Среды"
горячие точки "Среды"

Раздел 1. Проблемы городской среды Нижнего Новгорода, типичные для российских мегаполисов, и зарождающееся гражданское общество

Наверное, название нашей организации все еще в основном связывается с журналистикой, с выпускавшимся 5 лет бюллетенем АВЭ-инфо, содержавшим экологические новости со всей России. Но, оставаясь журналистами, в последние годы мы все больше думали о том, чем конкретным мы можем помочь нашему городу? Ведь несмотря на громкое звание российского экологического Давоса, проблемы у Нижнего Новгорода те же, что и в других российских городах. И у нас коммерциализация градостроительной политики приводит к уничтожению зеленых зон. И в Нижнем, несмотря на упадок промышленности, дышать легче не становится. И здесь люди продолжают жить в санзонах предприятий, где по закону жить нельзя. Мало кто осведомлен о своих правах, об обязанностях государственных надзорных органов, с мнением местных жителей не считаются при принятии решений.

В этой ситуации мы не удержались на чисто журналистских позициях и примерно 2 года назад стали пользоваться более широким спектром правозащитных методов, чем лишь привлечение внимания общественности с помощью прессы. Если против уничтожения знаменитых лесов Академгородка под Новосибирском, строительства элитных домов в парке в центре Твери и подобных варварских по отношению к городской среде действий мы выступали прежде всего как сотрудники информагентства, оповещая об этом как можно более широкий круг СМИ, то уничтожению зеленых уголков Нижнего Новгорода, заметному ухудшению качества воздуха вследствие бесконтрольного роста автопарка мы могли противопоставить и прямые акции протеста, и судебную борьбу на основе законов, применимых для защиты городской среды, сведений об обязанностях различных организаций, призванных ее защищать.

Еще в 1999 году, проводя совместную с общественным объединением "Экополис" публичную акцию за чистый воздух, против автомобильного загрязнения "Уступи дорогу человеку", мы привлекли к участию в ней представителей местных сообществ, чьи права нарушены бесконтрольным "расползанием" на общественные территории автомобильной инфраструктуры. Затем одному из этих сообществ - жителям улицы Даргомыжского, чей стадион был захвачен платной автостоянкой (вопреки заключению ЦГСЭН и в отсутствие экологической экспертизы), при этом вырублено 40 деревьев, уничтожен природный уголок - оказали помощь в подаче искового заявления в суд. С этого момента и началась собственно правозащитная деятельность АВЭ-инфо, протекавшая до определенного времени на общественных началах, в свободное время.

Спустя время наша организация получила финансовую поддержку Европейской Комиссии на организацию регулярной "горячей" телефонной линии и оказание консультационных услуг нижегородцам в области охраны окружающей среды в рамках проекта, который мы так и назвали - "Среда".

За это время были разочаровывающие открытия. Возможно, другие города их делали раньше. Стало хорошим тоном не соблюдать при новом строительстве, да и просто в ходе "развития города" санитарные нормы (и санитарные службы закрывают на это глаза). Оказывается, не так просто, как это описано в юридических методичках, добиться - в обеспечение иска - приостановления строительства, нарушающего права жителей. Даже наличие положительного заключения госэкспертизы не спасает от грубых нарушений природоохранного законодательства, бросающихся в глаза даже неспециалистам. Права общественности на участие в управлении, гарантированные и нашей Конституцией, и Земельным Кодексом, и Градостроительным Кодексом, остаются на бумаге, игнорируются чиновниками. Об этом (в частности, о фальсификации "положительного" общественного мнения - подписей "за" нужный объект) подробно рассказывалось в полугодовом независимом докладе "Соблюдение прав нижегородцев на благоприятную окружающую среду, на информацию об окружающей среде и на участие в управлении по вопросам, затрагивающим интересы общественности в экологической сфере". Хочется верить, что сейчас что-то изменилось к лучшему. Эти строки пишутся после локальной, но символичной акции - посадки деревьев на аллее, пострадавшей от начала вырубки, спасенной жителями от полного уничтожения. Впрочем, о результатах нашей работы - в последнем разделе доклада. А здесь - о проблемах. Вот они, родимые сложности и трудности, с которыми столкнулись мы, и с которыми неизбежно сталкивались и столкнутся любые группы, пытающиеся заниматься защитой экологических прав горожан и реабилитацией городской среды.

1) Собственно экологические проблемы - объективный аспект

Наверное, самой острой экологической проблемой городов было и остается загрязнение воздушного бассейна, серьезно влияющее на здоровье горожан. Официальный мониторинг качества воздуха свидетельствует о том, что на значительной части городской территории наблюдается превышение предельно допустимых концентраций различных загрязняющих веществ, что в последнее время в основном связывается с воздействием автотранспорта. Далее - загрязнение водных, земельных ресурсов... Недавние исследования, проведенные Верхне-Волжским УГМС, показали наличие в городе многочисленных точек с многократным превышением фоновых либо предельных концентраций тяжелых металлов, в т.ч. свинца. Далее, город недостаточно обеспечен зелеными насаждениями, парками, скверами, федеральные нормы по обеспеченности зелеными насаждениями на душу населения не выполняются, и, увы, идет сокращение площадей зеленых зон из-за нового строительства. Надо ли говорить, как тесно все эти проблемы связаны между собой? Само собой разумеющиеся связи: зеленые насаждения и качество воздуха; рост количества машин, источников загрязнения воздуха, и уничтожение зеленых зон под автостоянки... Мы выделили приоритетные направления, по которым необходимо срочно действовать совместно со СМИ, городской общественностью, специалистами.

Первое - преградить дорогу наиболее опасному загрязнителю воздуха Нижнего Новгорода - свинцу. Свинцовая угроза возросла как раз год назад, осенью 2000г. в связи с отменой запрета на использование этилированного бензина в Нижегородской области.

Второе - переломить существующие тенденции в сфере автомобилизации. Сфера эта сама по себе - целый клубок проблем: и ухудшение качества воздуха (86 процентов загрязнения воздуха Нижнего Новгорода приходится, по официальным данным, на долю автотранспорта), и захват общегородских территорий, в т.ч. зеленых зон, под автоинфраструктуру, и, наконец, то, что вроде не относится к экологии как таковой, но несомненно - к городской среде: рост ДТП, перенаселенность дорог, пробки, затруднение проезда общественного транспорта (более экологичного средства передвижения).

Третье - стремиться к замене печальных тенденций сокращения зеленых насаждений и ухудшения их качества на прямо противоположные: рост зеленых насаждений, внедрение традиций ухода за ними.

2) Человеческий фактор: реакция нижегородцев и нижегородских властей на эти объективные проблемы

В будущее городской среды можно было бы смотреть более оптимистично, если бы общество и власть были готовы адекватно на них реагировать, решая их не только в теории, но и на практике. Какова же эта реакция?

Экологические проблемы и реакция населения

Вообще-то "население", "местные жители", "широкая общественность" - то есть человек, ощущающий себя в данном случае не начальником в кресле, не рабочим у станка, не пенсионером, а прежде всего человеком, живущим и собирающимся здесь жить, растить детей или внуков - это те, кто наиболее кровно заинтересован в благоприятной экологической ситуации. Поэтому логично, чтобы именно люди, а не чиновники, стали движущей силой благоприятных экологических изменений. Но и здесь невооруженным глазом видны проблемы. Проблемы восприятия и проблемы готовности действовать.

Во-первых, реакция населения - самых разных людей с различным жизненным опытом, потребностями и вкусами - на разнообразные экологические проблемы, конечно, в основе своей всегда субъективна и может не отражать реальный <удельный> вес той или иной экологической проблемы. Судьба березы под окном часто тревожит больше, чем судьба памятника природы, находящегося на другом конце огромного города. Конкретно, очень многих нижегородцев, как стало ясно еще в самом начале работы, деградация их локальной среды, связанная, к примеру, с автомобилем, не только тревожит, но и побуждает к определенным действиям. Вместе с тем еще более острая проблема из "автомобильного комплекса" - возвращение в нашу жизнь этилированного бензина, то есть усиление свинцовой угрозы - как показала практика, людей тревожит, если информация о ней к ним доходит, но к действиям не побуждает: на наше предложение к нижегородцам в печати подать совместный иск в суд по поводу этилированного бензина откликнулся всего один человек. Для многих такие глобальные проблемы - что-то отдаленное.

Это повод не для пессимизма, а для осознания того, что если мы хотим повышения экологической обеспокоенности и активности российского населения в целом, нам просто необходимо работать с местными проблемами, признать их важность. Не чуждаться ни проблемы заезженного газона, ни проблемы строительства мини-маркета на месте дерева. И вместе с тем в ходе общения с местными сообществами стремиться поднять планку разговора, расширить их кругозор до понимания того, что их ситуация - частный случай более глобальной проблемы, объединить группы с аналогичными проблемами.

Во-вторых, оказалось, что довольно часто люди ждут изменения ситуации как бы по мановению волшебной палочки. Должен найтись добрый волшебник - губернатор, мэр, районный чиновник, общественная организация - который, узнав о ситуации, в силах ее моментально изменить, а дело жителей - лишь сообщить о своих проблемах. (В этой связи показательно, сколько энергии и бумаги зря истрачено нижегородцами на письма к бывшему губернатору области и особенно вновь избранному, несмотря на все наши объяснения, что по Конституции РФ местное самоуправление, то бишь городские власти, от государства - областных властей - независимы). Увы, те, кто реально обладает служебными полномочиями, как выясняется, в решении проблемы не особо заинтересованы, а бывает, и причастны к ее появлению. Общественная же организация может составить вместе с людьми стратегию их действий, вооружить знанием о правах, привлечь внимание СМИ к конкретной проблеме, наконец, составить от себя запрос чиновнику, помочь составить иск и т.п., но решать одновременно сотни проблем она не в состоянии, а полномочий, по сути, имеет не больше, чем обычные граждане. Но действовать самим, брать ответственность за окружающую территорию на себя, причем без гарантированного положительного исхода, как выяснилось после первых же звонков по "зеленому" телефону, далеко не все готовы. Об иждивенческом подходе свидетельствует и такой ответ на вопрос нашей анкеты, достаточна ли наша помощь: "О какой помощи вы говорите? Информация - не помощь!". К счастью, такой подход оказался не доминирующим.

Кроме того, как и все наше слабое, только зарождающееся гражданское общество, так и наши формирующиеся местные сообщества обнаружили большие проблемы с внутренней самоорганизацией. Например, чаще всего местное сообщество, поставленное перед необходимостью решать свою конкретную проблему, "порождает" активного лидера (или небольшую инициативную группу) и, увы, сваливает на нее все дела. А остальные несколько сотен (порой более 800) человек ограничиваются возмущением на словах да подписью под письмом протеста. В большинстве случаев такая нагрузка для лидеров очень тяжела. Поэтому нам пришлось отчасти скорректировать планы и во многих случаях не ограничиваться консультированием обратившихся граждан и публикацией в прессе и в собственном бюллетене информации о нарушениях экологических прав, а брать на себя самые разнообразные действия: и переговоры с чиновниками, и поиск экспертов для судебного процесса, и добывание саженцев (все это, разумеется, в связи с обращениями жителей).

Логично было бы поставить задачу повышения самоорганизации на местном уровне, но, конечно, эта задача не по силам одной общественной организации. В конце проектного срока в этой области наметились положительные сдвиги благодаря началу сотрудничества АВЭ-инфо с коллективом общественной приемной депутата ОЗС Вадима Воробьева, активно развивающим самоуправление на местном уровне (дом, подъезд).

Городские экологические проблемы и власти

К сожалению, на самом верхнем - федеральном - уровне экологическое благополучие населения и сохранение и реабилитация окружающей среды не являются сколько-нибудь приоритетными (именно последние 2 года, за которые были уничтожены независимые природоохранные органы, созданы условия для ввоза отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и пр., продемонстрировали это особенно ярко). Не исключение здесь и проблемы городской среды. Это выражается и в отсутствии федеральных программ по реабилитации городской среды с ясными и конкретными целями, и в законодательном плане: несмотря на хорошие общие рамочные законы, отсутствуют очень важные конкретные решения, которые могли бы оздоровить городскую среду. О чем вообще можно говорить, если на федеральном уровне

  • до сих пор не запрещено употребление этилированного бензина, и, таким образом, санкционируется отравление свинцом населения российских городов;
  • в результате лоббирования отечественными автопроизводителями своих интересов откладывается введение в действие европейских стандартов на содержание загрязняющих веществ в выхлопах автомобиля;
  • в целом экологизация автопарка - основного источника городских экологических проблем - никак на федеральном уровне законодательно не стимулируется. Расчет экологического ущерба от работы двигателя внутреннего сгорания распространяется только на юридических лиц.

Есть проблемы и более общие. Санитарно-гигиенические нормативы порой пересматриваются в сторону их либерализации, как это произошло в 2001 г. с санитарно-защитными зонами. Уничтожение системы природоохранных органов привело к тому, что согласование относительно мелких объектов с независимыми природоохранными органами отсутствует. А даже мелкая стройка (торговый центр, жилое здание) может нанести серьезный ущерб городской среде, если предполагает вырубку деревьев. В Нижнем сейчас такая вырубка согласуется лишь с муниципальными структурами, подчиняющимися городской администрации. Получается, что вырубку администрация согласует сама с собой.

А как обстоят дела на уровне города? Поскольку местное самоуправление по российскому законодательству независимо, что на практике означает весьма широкие полномочия мэров и - уже в силу отсутствия гражданского общества - весьма слабую их подотчетность перед населением, ясно, что <ключи> от многих проблем городской среды чаще всего находятся у городской администрации. Увы, для Нижнего Новгорода можно констатировать, что, несмотря на усилия отдельных экологов, различных государственных и общественных организаций, продуманная городская экологическая политика с конкретными целями (уменьшение загрязнения воздушного бассейна, скажем, на 20 процентов) и мероприятиями, которая была бы инициирована городской администрацией, отсутствует.

Бездействие со стороны административных органов можно констатировать и по отдельным направлениям охраны городской среды: охрана памятников природы - Щелковский хутор, Мещерское озеро (на упомянутом озере не только моют машины и мусорят, но и несанкционированно добывают песок); ликвидация несанкционированных свалок; состояние газонов, на которых сплошь и рядом устраиваются незаконные автостоянки и пр. Далее, отсутствие экологических приоритетов у городских властей порождает конфликтные ситуации, связанные с предоставлением земельных участков под коммерческие объекты, причем местные жители видят в этом нарушение своих прав на благоприятную окружающую среду. Как правило, это связано либо с вырубкой зеленых насаждений (до 300 деревьев - целого сквера - в микрорайоне Гордеевка), либо с размещением в жилой зоне источника загрязнения воздуха (автостоянка, АЗС), либо и с тем, и с другим.

Поэтому одну из своих задач мы увидели в совершенствовании управления с участием общественности и внедрении экологических приоритетов в городскую политику. О том, что удалось сделать за этот год - в разделе "Выводы и результаты".

Вернуться к содержанию доклада

Hosted by uCoz